Известно, что возведение крупных гидросооружений очень сильно перекраивает местность, ведь под воду уходят огромные территории. В истории Восточно-Казахстанской области особенно серьезные изменения претерпели сразу несколько районов в ходе формирования Бухтарминского водохранилища. Тогда в зону затопления попало несколько десятков населенных пунктов. Усть-Каменогорское водохранилище, образованное в 1952 году неподалеку от областного центра, рядом с Аблакеткой, поглотило намного меньшую территорию. Но и на его месте когда-то были сёла, а также маленькие поселки речников.
Когда-то рядом с площадкой строительства Усть-Каменогорской ГЭС, немного выше по течению находился узкий извилистый участок Иртыша. В этой местности, по правому берегу реки в начале Великой Отечественной войны возникло поселение путейцев, обслуживавших обстановочные знаки, с помощью которых суда ориентировались на речном пути. Поселению дали название – Отгонное, с административным подчинением при Аблакетском поселковом совете – местном органе власти, существовавшем с 1943 года. История сохранила фамилии первых жителей поселка. Это бакенщики Ческидов, Савинов, Меркушев, семафорщики Зубов, Шемилина, Бояринова. Также здесь поселились работники управления «Иртышгэсстрой» Волошин и Серов. Далее началось стихийное заселение Отгонного, одна из вероятных причин стало тяжелое положение с жильем в поселке строительства ГЭС, ведь немногие участки под застройку на Аблакетке выделялись управлением строительства в первую очередь для рабочих и служащих «Иртышгэсстроя». Так в поселении Отгонном возникли еще несколько домохозяйств, которые принадлежали инвалидам.
Правобережному поселку Отгонному, как и части левобережной застройки выше плотины ГЭС, предстояло попасть в зону затопления Усть-Каменогорского водохранилища. Еще в 1947 году в этой местности запретили возводить какие-либо новые постройки: уже шли изыскания по определению границ будущего водоема. В Аблакетском поселковом совете попытались позаботиться о жителях Отгонного и своим решением 23 ноября 1951 года за подписью председателя поссовета Ф. М. Карбушева распорядились выбрать место для переселения – участок площадью 6,61 га в трехстах метрах от изначального расположения, вдоль берега будущего водоема. На показанной ниже схеме красной чертой отметили границы водохранилища, и видно, где находилось поселение. Жирными линиями изображено старое русло Иртыша, а также место, где построили плотину ГЭС.
Жители Отгонного согласились с решением поссовета. Ведь предполагалось по сути просто передвинуть поселок, и перевозка строений на новое место получится совсем на незначительное расстояние! Кроме того, подыскать удобное место для расселения жителей собственно на Аблакетке было невозможно: этот населенный пункт при строительстве ГЭС был переполнен, жилья не хватало даже кадровым рабочим. Кроме того, по указанию Семипалатинского технического участка речного пароходства работники водного транспорта, изначально заселявшие Отгонное, должны были селиться вблизи старой территории, в непосредственной близости от обслуживаемого пути. Оставалось дело за малым – добиться разрешения Усть-Каменогорского городского Совета, в чьем ведении находилась выделяемая территория.
В отделе отчуждений строительства ГЭС, который занимался вопросом переселения из зоны затопления, в январе 1952 года попросили городской совет об ускорении решения по переносу поселка. В случае отказа – указать другое место, ведь предстоит заполнение водохранилища, и всё население необходимо переместить уже до июня 1952 года. Ответ пришел почти незамедлительно, в виде заключения отдела сельского хозяйства Усть-Каменогорского горсовета.
Заведующий сельхозотдела написал в своем докладе, что начиная с 1942 года и на 1 января 1952 года в Отгонном самовольно населилось 15 хозяйств вдобавок к двум ранее возникшим хозяйствам работников водного транспорта. В итоге стихийно возник поселок на 17 дворов, жители которого, по словам заведующего, использовали городские земли в личных целях без какого-либо контроля со стороны поселкового совета, и вообще не имели определенного занятия. В Усть-Каменогорском городском Совете указывали, что нет необходимости выделять участок городских сельхозугодий для семнадцати стихийных «самостроев», когда рядом находится поселок Аблакетка, официально санкционированный постановлением Верховного Совета СССР.
«– При явном попустительстве Аблакетского поселкового совета самовольно возник поселок, названный жителями «Отгонный», многие хозяйства этого поселка нигде не работают и живут на случайные заработки», – указывалось в документах горсовета. Городские власти лишь порекомендовали отвести земельные участки на Аблакетке для тех жителей, кто занят работой на строительстве ГЭС – в «Иртышгэсстрое». Насчет судьбы остальных в записке не упомянули. Окончательная резолюция – признать необоснованными доводы Аблакетского поселкового совета поселить людей поближе к месту, где они жили раньше. Куда по итогу расселили жителей поселка, история умалчивает.
Наименование «Отгонный» не сохранилось в памяти ныне живущих. Единичные официальные упоминания этого местечка – в плане переписи скота по Аблакетскому поссовету на 1949 год, и в списке избирательных участков по выборам в 1950 году. Вероятнее всего, все его постройки были разобраны перед затоплением, и в декабре 1952 года площадка бывшего поселка Отгонного в районе Усть-Каменогорской ГЭС навсегда ушла под воду.
Оказалось, что территория, на которую в поселковом совете хотели переселить жителей, была застроена, только намного позже. На месте, которое в проекте 1951 года выделялось под новое заселение, на живописном берегу водохранилища впоследствии возникло садоводческое товарищество «Авиатор», где выстроили свои дачи сотрудники Усть-Каменогорского аэропорта. Так и известно это место теперь под названием – дачи «Авиатор».
При написании текста использованы материалы Государственного архива Восточно-Казахстанской области.