Кумаш Нургалиевич Нургалиев

Кумаш Нургалиевич Нургалиев (1925-1988), педагог-новатор, Народный учитель СССР, участник Великой Отечественной войны. В 1933 году поступил в первый класс Чингистайской школы Катон-Карагайского района. Закончил в 1955 году исторический факультет Алма-Атинского государственного педагогического института имени Абая. С 1946 по 1957 год работал учителем, директором Сорвенской семилетней школы, директором Алексеевской средней школы. С августа 1957 года и до конца своих дней работал директором Бурановской средней школы имени В. И. Ленина. Кумаш Нургалиевич Нургалиев награжден орденом Ленина, орденом Боевого Красного Знамени, орденом Отечественной Войны I степени, Трудового Красного Знамени, пятью медалями, значками «Отличник Народного просвещения СССР», почетными грамотами Верховного Совета, удостоен звания «Заслуженный учитель Казахской ССР», «Лауреат премии Ленинского Комсомола Казахстана». В 1981 году Кумашу Нургалиевичу присвоено звание «Народный Учитель СССР». В 1992 году Бурановская средняя школа была переименована в «Школу-гимназию Народного учителя СССР Кумаша Нургалиева». В 1995 году решением Восточно-Казахстанской областной администрации имя Кумаша Нургалиева было присвоено средней школе № 43 г. Усть-Каменогорска. Имя Кумаша Нургалиева ныне носит также колледж в Усть-Каменогорске, готовящий высокопрофессиональных кадров для сферы малого и среднего бизнеса.

Начало пути
Родился Кумаш Нургалиев глубокой осенью 1925 года в селе Орловка, близ сказочного, воспетого поэтами озера Маркаколь. Дивные места! Хвойные деревья, кристальный воздух, край благородных оленей, бурых медведей, вольных беркутов в синеве неба. И неудивительно, что именно в этом прекрасном месте родился «неординарная Личность, нестандартный Человек, воплощение мужества, достоинства и чести Кумаш Нургалиевич Нургалиев» (Г. Бельгер).

В 1933 году его отец, молодой табунщик Нургали, приведя первенца в первый класс, обратился к заведующему: «Мне некогда было учиться: батрачил на баев и кулаков, воевал с белогвардейцами. Теперь хочу, чтобы хоть дети мои учились. Возьми паренька, пусть станет таким же грамотным человеком, как ты».

На всю жизнь запомнилось Кумашу это отцовское напутствие. Именно тогда в его юную душу запала мечта — стать учителем. Эта мечта и страсть к познанию порождали стремление лучше учиться, больше читать, глубже вникать в прочитанное. Как лучший ученик в классе, он охотно делился знаниями с товарищами, помогал отстающим разобраться в математических задачах и в премудростях грамматики. Мечтал продолжить образование в педагогическом училище, однако планам его не дано было сбыться. В 1940 году скончался отец, и Кумашу пришлось вместе с матерью поднимать на ноги младших братьев. За плечами рано повзрослевшего паренька  работа и кладовщиком в родном колхозе «Третья пятилетка», и продавцом сельпо, секретарем Сельского совета. В том же году был принят в ряды ВЛКСМ. Вскоре не по годам смышленого и ответственного юношу единогласно избирают секретарем первичной организации, членом Маркакольского райкома комсомола. «Работа в сельсовете и в комсомоле, а по вечерам еще и самостоятельные занятия по учебникам для 9 класса – все это наполнило жизнь юноши новым содержанием, способствовало развитию его гражданского самосознания» (О. Володин).

Когда грянула Отечественная война, все мысли и устремления Кумаша, как и его сверстников, были обращены к фронту, где в жестоких сражениях решалась судьба Родины. И паренек, едва перешагнувший свои семнадцать лет, комсомольский активист, секретарь сельского Совета Кумаш Нургалиев в мае 1943 года ушел на войну. Но на фронт он попал лишь год спустя — проходил воинскую службу на Дальнем Востоке, затем на Урале. Многому научился он за этот год армейской службы и учебы, стал сержантом – младшим командиром и воспитателем бойцов, затем воевал он в рядах 254-го Гвардейского стрелкового полка, 56-ой Гвардейской стрелковой дивизии, 10-ой Гвардейской Армии.

Орден за боевой подвиг.

Осенью 1944 года в бою под городом Ауце – одним из самых укрепленных населенных пунктов на подступах к Риге, опытному в боевых делах и очень ответственному юноше – младшему сержанту Нургалиеву, приказали с несколькими подчиненными уничтожить огневую точку, мешавшую скорому наступлению. И он подавил! И полк, в котором служил Александр Матросов, уже успевший совершить подвиг, поднялся в атаку. «Короткими перебежками возвращались к своим. Мгновенно усилился минометный огонь; мины с воем неслись над бойцами. Разорвался артиллерийский снаряд, и младший сержант был брошен на землю горячим и ревущим воздухом. Он скоро очнулся и увидел, что его правая нога лежит отдельно поперек тела… Пришел в себя, когда ноги и часть руки были уже ампутированы. Перед ними сидели два светлых медсанбатовских видения – медсестры Лиза Великанова и Наташа Солодкина. — Теперь ты наш брат, — сказала синеглазая Наташа, — в тебя нашу кровь влили. В медсанбате у него обнаружилась еще одна родная душа – медсестра Валя Шевелева. Как ни проснется, увидит светящиеся добротой глаза Валентины. Неделю не отходила она от тяжелораненого казахского юноши, перевязывала, ставила градусники, таскала на руках, как младенца. Незадолго до эвакуации в тыл, в палату заглянул замполит полка. Был он в шинели с полевыми майорскими погонами, а на широкой его ладони лежал новенький, сияющий свежей эмалью орден Боевого Красного Знамени. — Это тебе, заслужил! (Б. Волков).

Борьба за жизнь. «Поражал редкостной волей…»
На санитарном самолете Кумаша доставили в Москву, в военный госпиталь №3431. Он перенес 12 сложнейших операций. Врачи день и ночь вели борьбу за его жизнь. Редкая задача для хирургов и медсестер – вытащить «с того света» этого парнишку, которому, все понимали, впереди предстоит нелегкая, даже страшная жизнь. Выдержит ли ее? Хватит ли воли жить?

Свершиться чуду помогла редкостная воля Кумаша Нургалиева. 

«Он поражал и врачей, и всех, кто оказался рядом с ним, неимоверной выдержкой. Страдания как бы не существовало, никто не слышал от него жалоб. Он так хотел жить! И побеждая недуг, находил в себе неистощимые запасы энергии. Он трудился безмерно, приучаясь к протезам, костылям, — воля его была неукротима. Инвалидная коляска не по нему, он должен ходить по земле самостоятельно. И кто знает, сколько раз он горько кусал губы…» (Ю. Шапорев). 

Соседями Кумаша по койке были офицеры Сергей Леванов и Константин Глебов. Первый потерял ногу и руку, второму ампутировали ногу. Они стали для него рассказчиками, чтецами, поильцами-кормильцами – короче, настоящими друзьями. «…Днем к Сергею приходил брат его, подполковник Леванов, преподаватель военной академии, подсаживался к Нургалиеву, советовал:
— Учиться тебе надо, вольный сын степей. Начинай с русского языка, остальное приложится. Не теряй времени… (А. Розанов). Госпитальная палата на два года стала его классом, а московские учительницы Наталья Васильевна Балдина и Зинаида Алексеевна Толстикова – его школой, его директором и завучем. Он, окончивший до войны семилетку на казахском языке, хорошо освоил русский. Сдал экстерном экзамены за восьмой, девятый, десятый классы. К моменту выхода из госпиталя, кроме аттестата зрелости, Кумаш еще получил свидетельство об окончании Всесоюзных заочных курсов бухгалтеров, выучил наизусть «Справочник колхозного счетовода». Это была первая послевоенная победа Кумаша Нургалиева.

В августе 1946 года младший сержант Кумаш Нургалиев вышел из госпиталя. «Война лишила Кумаша обеих ног и левой руки, но не убила в нем жажды жизни, стремления приносить пользу людям. Кумаш не считал себя калекой. Ведь ему только двадцать лет, впереди целая интересная жизнь! И он шагнул в эту жизнь с открытой душой, с вечным желанием служить своему народу…» (О. Володин).

О войне Кумаш Нургалиевич не любил вспоминать, но память о войне ни на секунду не гасла в его сердце. Он говорил: «Как увижу, что по телевизору начинается военный фильм, ухожу в другую комнату. И в клубе фильмы, где в бой идут танки, а солдаты поднимаются в атаку, не могу смотреть. Сразу вспоминаются погибшие друзья, товарищи, и невольно на глазах появляются слезы». До конца своих дней он сохранил теплую дружбу с Сергеем Левановым, с Константином Глебовым, разыскал фронтового хирурга А. М. Молоденкова, медсестер. А с Валентиной Шевелевой встретились после войны через 30 лет в Риге — на празднике освобождения Латвии от фашистских захватчиков. По приглашению семьи Нургалиевых она не раз бывала в селе Буран.

«Педагог с большой буквы…»
Так Кумаш Нургалиев шаг за шагом преодолевал трудности, брал одну высоту за другой. После той, которая была на войне, их было немало и в мирное время. «Наконец после долгих лет фронтовых дорог, тяжелого ранения, длительного лечения Кумаш смог вернулся в родной Казахстан, к себе домой. В нем снова созрела решимость попробовать свои силы на педагогическом поприще. Вспоминая уроки, полученные в московском госпитале, он интуитивно почувствовал, что именно там, в школе, обучая детей, он сможет принести пользу людям, родной стране. И кто, как не он, вчерашний фронтовик, должен рассказать ребятишкам о том, как страшна война и как прекрасна жизнь!» (А. Розанов). И интуиция его не подвела: смыслом жизни Кумаша Нургалиевича, смыслом полноценного счастья стала школа. С 1946 года по 1955 год работал учителем, затем директором Сорвенской семилетней школы, директором Алексеевской средней школы. Несмотря на достигнутые успехи, чувствовал Кумаш, как не хватает ему знаний, и он вместе с женой поступает в пединститут в Алма-Ате. Красный диплом Кумашу вручал на торжественном собрании сам ректор, тоже бывший солдат, Герой Советского Союза Малик Габдуллин. Он предложил Кумашу Нургалиевичу продолжить обучение в аспирантуре, полагая, что исследовательская работа за письменным столом для него будет более приемлемой. Кумаш Нургалиевич был безгранично рад и гордился этим предложением, но его тянуло к родным местам и начатому делу – созданию новой сельской школы.

В 1957 году его назначили директором Бурановской средней школы. Наверное, инвалиду первой группы можно было бы отказаться от директорства в этой отдаленной сельской школе, но жизнь для него только тогда обретала смысл, когда наполнена борьбой, преодолением и  победой.

Кумаш Нургалиевич загорелся идеей создания в селе школы нового типа. Окончательно решить проблему строительства типовой школы удалось в 1968 году с помощью члена Политбюро ЦК КПСС Арвида Пельше. На этой грандиозной стройке директор школы, по существу, сам был одновременно прорабом, экспедитором, добывающим стройматериалы, и даже дизайнером. Типовая школа была сдана под ключ в 1972 году. Это был настоящий учебный городок, занимающий несколько гектаров, — школа, специальный корпус, здания для занятий спортом, трудом, музыкой, и вся она утопала в цветах. Школа была для детей и театром, и концертным залом, и картинной галереей, и парком отдыха. Это была, как писалось тогда в «Учительской правде», маленькая модель духовного и разумного мира детства. Вот она, воплощенная мечта Кумаша Нургалиева! «В далекой глубинке, в селе Буран, в полутысяче километров от областного центра, у самой восточной границы Республики Казахстан, у воспетого в песнях Черного Иртыша, Кумаш создал школу, как называют ее поныне, школу будущего». О технических чудесах на краю света, в «медвежьем углу», устроенных в техническом центре школы со смонтированным радиоузлом и проложенной во все учебные кабинеты радиотелефонной связью общей протяженностью 38 км, простейшей, но удобной и надежной системой управления, рассказывали в те годы центральные печатные издания, снимались кинофильмы (Ш. Азмухамбетов).

Активно внедрялись новейшие педагогические идеи, первой в республике школа перешла на кабинетную систему обучения, получило развитие начальное профессиональное образование, создавались все необходимые условия для учебы детей и работы учителей. Наряду со школами Москвы, Риги, Винницы она оказалась в числе первых в Союзе, где были внедрены технические средства обучения – централизованное применение аудиосредств, т.е. ШТТЦ – школьный телевизионный технический центр, функция которого – оперативная подача видеозвуковой учебно-воспитательной информации на экраны телевизоров сорока предметных кабинетов. Это была еще одна победа Кумаша Нургалиева!

Венцом педагогической деятельности Кумаша Нургалиевича, его важной победой стало то, что он еще тогда добился выделения для своей школы компьютерного класса. Кстати, на республику их было всего три.

Руководя школой в течение тридцати лет, Кумаш Нургалиевич показал себя педагогическим лидером, способным прогнозировать развитие своей школы с учетом последних достижений науки и техники, умеющим смело заявлять о проблемах школы руководителю любого уровня, создать в школе атмосферу творчества и разнообразия педагогических почерков и стилей. Сам предельно собранный, целеустремленный, он создавал в школе атмосферу напряженно рабочую, четко деловую, заставляя каждого из своих учителей испытывать состояние полной внутренней мобилизованности и сознания важности, ответственности профессии педагога.

Этот напряженный труд продолжался всю жизнь, без перерыва, но как вспоминают коллеги, он не показывал при этом усталости, продолжая все также работать – интересно, плодотворно, с подлинно творческим подъемом. Он был образцом для подражания, укором нытикам, маловерам, ленивцам. Удивлялись люди: откуда в нем столько силы? Кумаш Нургалиевич как будто раз и навсегда решил для себя: раз он остался в живых среди немногих, выживших в этом кровавом месиве войны, значит ему выпал счастливый билет, значит он должен доказать своим павшим товарищам, что ему жизнь оставлена не зря, что он проживет ее, используя для народа, для страны, которую защищали.

Однажды на правительственном банкете к 30-летию освобождения Риги от  фашистов Кумаш Нургалиевич сказал: «Разве мог я мечтать, лежа на поле сражения под Ригой, почти «четвертованный», что выживу, что стану отцом пятерых детей, дам им всем высшее образование, построю школу, стану директором и вручу более 1,5 тысячам учеников аттестаты зрелости. Всего этого я добился благодаря советской действительности». В этой жизни силы ему придавало счастливое сознание нужности и важности всего, что было совершено им. Ибо на склоне лет Кумаш Нургалиев обладал высшим счастьем, данным человеку – знать, что он сослужил великую и добрую службу детям, что богат он самым большим богатством на земле – любовью и уважением народа.

Родина высоко оценила педагогическую деятельность К. Нургалиева, наградив орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, значками «Отличник Народного просвещения СССР», почетными грамотами Верховного Совета, удостоив звания «Заслуженный учитель Казахской ССР», «Лауреат премии Ленинского Комсомола Казахстана». В 1981 году Кумашу Нургалиевичу присвоено высокое звание «Народный Учитель СССР». 

Педагогическая деятельность Кумаша Нургалиева получила отражение в Советском энциклопедическом словаре, в Антологии педагогической мысли Казахстана. Вышла в свет серия документально-публицистических фильмов о его творчестве: «Комсомольский билет», «Здравствуй, солнце!», «Учитель», «Открытый урок». Написаны книги «Құмаштың мектебі», «Өлімді жеңген өмір», «Народный Учитель Кумаш Нургалиев. Педагогическая династия», опубликованы более 50-ти статей. «Сама жизнь этого замечательного человека – подвиг, который служит прекрасным примером для нравственного воспитания, формирования у учащихся моральных и гражданских качеств», — такая высокая оценка была дана Динмухамедом Ахмедовичем Кунаевым человеку, чья жизнь была отдана сельской школе, сельским детям, Педагогу с большой буквы – Кумашу Нургалиевичу Нургалиеву.

«Наверное, не зря школу, которой свыше тридцати лет руководил Кумаш Нургалиевич, и которая сегодня носит его имя, еще четверть века тому назад называли Школой будущего. Неутомимый директор хотел, чтобы сельские ребята учились в таких же условиях, как в московских школах, и получали такое же фундаментальное образование. Это была не просто мечта, это была программа максимум, реальная цель педагогического коллектива, руководимого целеустремленным человеком. Эта мечта и до сих пор остается девизом школы, которую ныне возглавляет его сын, кандидат педагогических наук Талант Кумашевич» (Ш. Азмухамбетов).

Авторская школа-гимназия Народного Учителя Кумаша Нургалиева продолжает все лучшие традиции, заложенные им, претворяет их в жизнь. Она продолжает лидировать в сфере образования, получила звание «Лучшая школа – 2005», «Лучшая сельская школа – 2007». Школа носит статус экспериментальной ИИТО ЮНЕСКО и республиканского центра информатизации образования по проекту «Дистанционное обучение для сельских школ республики Казахстан».

Школе, которой свыше тридцати лет руководил Кумаш Нургалиевич и которая сегодня носит его имя, в 2014 году исполнилось 100 лет.

Литература:
книги:

  • Азмухамбетов Ш. Восхождение: рассказ-размышление о судьбе некоронованного героя Великой Отечественной войны [Текст] // Азмухамбетов Ш. Соколиная судьба. – Усть-Каменогорск, 2006. – С. 75-98.
  • «Народный учитель Кумаш Нургалиев. Педагогическая династия» [Текст]. – Алматы, 2005. – с. 336.
  • Розанов А. Хочу и творю [Текст] /А. Розанов // Знамя над рейхстагом:
    рассказы, очерки, стихи / сост. А. Н. Сергеев. – Алма-Ата: Жазушы, 1985. – С. 330-350.
  • Розанов А. Хочу и творю [Текст] // Розанов А. Первороссийские мальчишки: документальные повести. – Ал-ма-Ата: Жалын, 1988. – С. 108-125.
    Статьи:
  • Азмухамбетов Ш. Восхождение [Текст] // Простор – 2005. – N 5. – С. 169- 177.
  • Азмухамбетов, Ш. Звездная судьба Кумаша Нургалиева [Текст] / Ш. Азмухамбетов // Рудный Алтай. — 2015. — 2 апр. (№ 37). — С. 8.
  • Амирханов С. Школа Нургалиева [Текст] // Казахстанская правда. – 1982. – 8 авг.
  • Бельгер Г. «Поклон Устазу» [Текст] // Книголюб. – 2006. — № 5.
  • Бердюгин, Геннадий. Мужество как средство жизни [Текст] / Г. Бердюгин // Рудный Алтай. — 2017. — 7 нояб.(№ 130). — С. 6.
  • Володин О. Подвиг продолжается [Текст] // Народное образование. – 1983. — № 2. – С. 73-76.
  • Макатова Ж. «Сага об Учителе» [Текст] // Казахстанская правда. – 2010. – 6 мая.
  • Наурызбаева Р. Музей народного учителя [Текст] / Р. Наурызбаева // Рудный Алтай. – 1998. – 26 мая.
  • Нурбекенов К. Кумаш Нургалиев: живая легенда [Текст] / К. Нурбекенов // Рудный Алтай. – 2002. – 27 апр. – С. 6.
  • Нургалиев К. Н. Растим детей для счастья [Текст] / К. Н. Нургалиев //
    Казахстанская правда. – 1983. – 1 сент. (№203).
  • Нургалиев Т. Учитель, ставший легендой [Текст] / Т. Нургалиев // Рудный
    Алтай. – 2003. – 25 нояб. (№ 179). – С. 4.
  • Ферхо, Светлана (депутат Мажилиса). Солдат и просветитель [Текст] / С.
    Ферхо // Казахстанская правда. — 2015. — 18 апр. (№ 71). — С. 5.